МЕНЮ
История Древней Руси для детей на семейном образовании

Развитие экономики
Древней Руси
862 — 1480 гг.

тематический план


Для самостоятельного изучения истории Древней Руси

Материал подходит для родителей и их детей на семейном образовании (любые формы семейного образования)


Тема экономики в учебниках по общей истории Древней Руси обычно представлена фрагментарно, а имеющаяся информация только отчасти увязывается с происходящим комплексом исторических процессов. По нашему убеждению, это сильно затрудняет составление общего представления о движущих факторах политических процессов и сути военных конфликтов в истории нашей страны. А череда событий, дат и имен, весьма вероятно, могут привести читателя к ситуации, когда «за большим числом деревьев не видно леса». Между тем, как, главными основами важнейших событий в истории, и скорости их протекания, часто являются, именно экономические факторы:
  • уровень развития производственных сил
  • ресурсы
    Наличие или отсутствие доступных ресурсов, возможность их контроля и извлечения прибыли
  • география и климат
    влияют на ресурсную базу и экономическую связанность, как внутри региона, так и с окружающими областями
При этом сами экономические факторы плотно взаимоувязаны меду собой
История Древней Руси для детей на семейном образовании
Мы постарались закрыть имеющийся пробел.
Представляемый нами тематический план:
  • поможет сократить расход времени и сил на изучение предмета
  • поможет выстроить приоритеты в образовании
  • повысит качество изучения предмета
  • послужит развитию аналитических навыков
История Древней Руси для детей на семейном образовании

Особенностью нашего тематического плана занятия по истории Древней Руси является приоритет явлений, взаимосвязей, тенденций и их причин, над датами, именами и событиями. По нашему убеждению, понимание процессов является основой в изучении истории, тогда как событийная канва вторична и её можно добирать сообразно своим интересам и задачам (к примеру сдача ОГЭ и ЕГЭ по истории)
История Древней Руси для детей на семейном образовании

Материал размещается в помощь изучающим историю Древней Руси.
Опорный тематический план был составлен для обзорного занятия («Очерк истории Древней Руси») на спецкурсе по истории и культуре Древней Руси, который организует проект «История рядом» (на занятиях спецкурса используется презентация в формате PowerPoint)
История Древней Руси для детей на семейном образовании
Комментарии к периодизации и использованным датам
1
Необходимо помнить, что часть дат, особенно ранней истории древнерусского государства, не точны, а многие сведения, носят легендарный характер
2
Опорные даты не всегда вмещают протяженные события (пример: завоевание русских княжеств монголами началось в 1237 году, а завершилось в 1243 году)
3
Многие исследователи начало периода феодальной раздробленности относят к смерти князя Мстислава Великого в 1132 году; но, по сути, после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году, Русь целиком уже не смог собрать под своей безоговорочной властью ни один князь. И на то есть веские экономические причины. До 1132 года, около 80 лет уже шел распад древнерусского государства
4
Дата 1400 г. очень условна. Но именно рубеж XIV—XV вв. можно считать временем, когда центробежные тенденции в Золотой Орде окончательно возобладали, начавшись еще в период «Великой замятни» (с 1359 года).
История Древней Руси для детей на семейном образовании
Видеофрагмент — торговля
Использование рычажных весов в торговле
Видеофрагмент - торговля
Использование рычажных весов в торговле
Практическая часть
Весы
Демонстрация работы реплики рычажных весов (с гирьками, копиями древних монет и репликами ювелирных украшений). После демонстрации преподавателем, весы передаются по кругу. Каждый ребенок может поэкспериментировать с весами самостоятельно
Экономическая ролевая игра (авторская разработка)
Раздаточный материал:
 — карточки со списками товаров, которые необходимо приобрести;
 — карточки с изображением денежных единиц использовавшихся в Древней Руси.

Дети делятся на несколько групп по двое-трое. Задача каждой группы по списку товаров определить:
 — социальный статус покупателя;
 — место, где можно приобрести товары из списка;
 — ориентировочная стоимость каждого товара и какой тип денежных единиц может быть использован для покупок (в обоих частях ответ не количественный, а качественный).

История Древней Руси для детей на семейном образовании
Периодизация
1
До создания государства
2
Единое государство
862 – 1054 гг.
3
Раздробленность
1054 - 1237 гг.
4
Золотая Орда
1237 – 1480 гг.

4.1 В составе Золотой Орды 1237 — 1400 гг.

4.2 Московская Русь — на пути к суверенитету 1400 — 1480 гг.
История Древней Руси для детей на семейном образовании
Тематический план
Длительность занятия 1ч.30мин.
I. Период до создания государства
1
Предтечи
Первые упоминания о славянах и их предках (в том числе возможных предках): скифы-пахари (Геродот, V в. до н.э.), венеды-венеты (античные авторы первых веков н.э.), склавины и анты (византийские авторы VI век н.э.), и их тип хозяйствования
2
Расселение восточных славян
VI — первой половины IX вв. н.э.
3
География и климат
География и климат Восточно-европейской (Русской) равнины, как иллюстрация скудости ресурсов, перечисление важнейших ресурсов имеющихся в достатке и ресурсов которых мало, или нет совсем
4
Первые попытки создания государства
Первые неудачные попытки создания государства в первом тысячелетии нашей эры — недостаточность ресурсной базы и волны кочевников
5
Внешний импульс к образованию древнерусского государства
Внешний импульс (VIII — IX вв.) к образованию древнерусского государства — необходимость поиска новых торговых путей на юг через европейский континент (проблема торговой «блокады» Европы после арабских завоеваний во второй половине VII — начале VIII веков и прерывания традиционных торговых связей на западной оконечности Шёлкового пути)
История Древней Руси для детей на семейном образовании
II. Единое государство 862 — 1054 гг.
1
Начало экспансии на юг
Причины нарушения договора на княжение Рюриком и начало экспансии на юг — поиск торговых путей через континент (для решения проблемы торговой «блокады» Европы после арабских завоеваний второй половины VII — начала VIII веков и прерывания традиционных торговых связей на западной оконечности Шёлкового пути)
2
Борьба за контроль торговых путей
борьба за контроль торговых путей (трансконтинентальных международных водных торговых маршрутов — «Из варяг в греки» и «Из варяг в арабы») с Хазарским каганатом и перенос столицы русского государства все дальше на юг
3
Войны русских князей с Византией
Череда войн русов с империей за выгодные условия торговли
4
Полюдье - сбор налогов
Русские дружинники — сборщики налогов
5
Организация международной торговли с Византией и странами арабского Востока
— Полюдье — организация сбора налогов;
— Прямые торговые караваны в Византийскую империю;
— Торговля с арабским Востоком через Волжскую Булгарию.
6
Ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров древнерусского государства
— ввоз: серебро, дорогие ткани, вино, специи;
— вывоз: пушнина, воск, рабы (до принятия христианства в 988 г.).
7
Мечи из страны франков
Торговля с Западом по Балтийскому морю. Ввоз — мечи. Вывоз — (?) пушнина и воск
8
Деньги в Древней Руси
Пушнина (меха) и серебро
9
Первое письменное законодательство Древней Руси
«Русская правда» князя Ярослава, как система денежных штрафов
История Древней Руси для детей на семейном образовании
III. Раздробленность 1054 — 1237 гг.
1
Угасание международных торговых путей проходящих через земли русских князей
Изменение международных торговых путей и источников серебра
2
Город, усадьба, деревня
— Города старые и новые;
— усадьбы княжеские и боярские;
— деревни свободные и зависимые.
3
Где лучше селиться крестьянам?
Привязка крестьянских хозяйств к рекам
4
Как лучше пахать поле?
Методы обработки земли крестьянами:
1) ранние способы — подсечно-огневой и переложный,
2) используемый — двуполье
3) причины невозможности перехода на трехполье
5
Чем пахать поле?
Основные инструменты обработки земли: соха и борона; причины отсутствия плуга
6
Смещение центра силы с юго-запада на северо-восток русских земель
Разорение юго-западных русских земель (из-за распрей князей и набегов кочевников) и переселение крестьян с беспокойного юга на северные окраины в «Залесскую Русь»
7
Крестьяне-переселенцы на новых землях
Потеря крестьянами-переселенцами на новых землях статуса свободных общинников и переход в зависимые земледельцы
8
Новгородская торговая республика
— Причины первенства в торговле,
— какие товары ввозили и вывозили новгородцы
История Древней Руси для детей на семейном образовании
IV.1 В составе Золотой Орды 1237 — 1400 гг.
1
После монгольского нашествия
Краткосрочные последствия завоевания — упадок экономики в русских землях и ослабление во всех сферах
2
Двойное налогообложение крестьян
Налоги хану Золотой Орды и русскому князю
3
Переселение крестьян с берегов рек в лесные просторы, как следствие монгольского завоевания
Переход о двуполья к трехполью, и от сохи к плугу
4
Крестьяне-переселенцы на новых землях
Потеря крестьянами-переселенцами на новых землях статуса свободных общинников и переход в зависимые земледельцы
5
Села и деревни
Княжеские/боярские села и деревни с зависимыми крестьянами
6
Долгосрочные последствия завоевания
Рост экономической мощи и, как следствие, политическое усиление русских земель
История Древней Руси для детей на семейном образовании
IV.2 Русь — на пути к суверенитету 1400 — 1480 гг.
1
Усиление московского княжества
Причины
2
Невозможность экономического роста у кочевников
Ограниченность ресурсов степи при кочевом образе жизни
3
Причины построения общества мобилизационного типа в Московском государстве
— сильные противники,
— ограниченность собственных ресурсов и суровый климат.
В сложных условиях, только полное напряжение всех сил общества позволяет обществу занять свое «место под солнцем».

4
От кустарного способа производства к мануфактурам
Возникновение нового способа производства (мануфактурного) как следствие военной реформы Ивана III
История Древней Руси для детей на семейном образовании
автор материала
  • Павел Попов
    преподаватель общей и военной истории в проекте "История рядом"
    Индивидуальный предприниматель, экономист, педагог дополнительного образования.
    Опыт семейного образования с 2014 года. Автор научно-популярной книги
    "Русская цивилизация.
    Из прошлого в будущее"
методист
  • Елена Изергина
    преподаватель истории, психолог
    Историк (специалист), психолог, педагог дополнительного образования. Работаю по авторской программе с 2002 года. Создатель проекта «История рядом». Веду регулярные занятия историей с детьми 6−12 лет, делаю квесты по музеям, спецкурсы и образовательные лагеря. Главная идея, чтобы дети полюбили историю и не боялись сложных терминов, имён и дат, а цель занятий — в первую очередь ощущение близости, сопричастности. Вместе мы увлеченно строим базу для дальнейшего изучения истории в средней школе.
    Опыт семейного образования с 2014 года.

Понравилось?

Поделитесь с друзьями!