МЕНЮ
История Древней Руси для детей на семейном образовании

Очерк истории Древней Руси
862 — 1480 гг.

тематический план


Для самостоятельного изучения истории Древней Руси

Материал подходит для родителей и их детей на семейном образовании (любые формы семейного образования)


В настоящее время доступен большой выбор учебников и академических изданий по истории, на разные вкусы и разные уровни подготовки. Но, даже, если оставить за рамками обсуждения труды ставшие историографией, а также смелые эксперименты последнего времени по написанию разными авторами всеобщей мировой истории, или полной отечественной истории и, ограничится перечнем учебников, рекомендованным министерством Образования, то, все равно, возможно, сложно будет сделать выбор. У каждого учебника, или издания, может быть свой набор достоинств и недостатков. Как быть, и что подобрать для изучения истории России для своего ребенка, или для себя самого? Тем более что, чаще всего, ощущается недостаток, и сил, и времени. Если в школе выбор сделан за вас и с ним можно только смириться, то на семейном образовании выбор остается за вами и вашими детьми.
История Древней Руси для детей на семейном образовании

Материал размещается в помощь изучающим историю Древней Руси. Опорный тематический план был составлен для обзорного занятия («Очерк истории Древней Руси») на спецкурсе по истории и культуре Древней Руси, который организует проект «История рядом» (на занятиях спецкурса используется презентация в формате PowerPoint)
История Древней Руси для детей на семейном образовании
Комментарии к периодизации и использованным датам
1
Необходимо помнить, что часть дат, особенно ранней истории древнерусского государства, не точны, а многие сведения, носят легендарный характер
2
Опорные даты не всегда вмещают протяженные события (пример: завоевание русских княжеств монголами началось в 1237 году, а завершилось в 1242 году)
3
Начало периода феодальной раздробленности часто относят к смерти князя Мстислава Великого в 1132 году. Но, по сути, Русь целиком не смог собрать под своей безоговорочной властью ни один князь уже после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году. До 1132 года, около 80 лет уже шел распад древнерусского государства. И для этого процесса были веские экономические причины.
4
Дата 1400 г. очень условна. Но именно рубеж XIV—XV вв. можно считать временем, когда центробежные тенденции в Золотой Орде окончательно возобладали, начавшись еще в период «Великой замятни» (с 1359 года).
История Древней Руси для детей на семейном образовании
Практическая часть
1
Лента времени
Раздаточный материал — листы формата А3 и комплекты «портретов» князей.

Задача — последовательное создание ленты времени (обозначение эпох, запись дат, наклеивание «портретов» князей, любые собственные дополнения учащегося).

Особое: в плане подчеркиванием выделены имена князей из комплекта раздаточного материала и опорные даты
2
Контурные карты
Раздаточный материал — контурные карты.

Задача — нахождение и прорисовка трансконтинентальных международных водных торговых путей на контурной карте «Из варяг в греки» и «Из варяг в арабы»
История Древней Руси для детей на семейном образовании
Периодизация
1
До создания государства
2
Единое государство
862 – 1054 гг.
3
Раздробленность
1054 - 1237 гг.
4
Золотая Орда
1237 – 1480 гг.

4.1 В составе Золотой Орды 1237 — 1400 гг.

4.2 Московская Русь — на пути к суверенитету 1400 — 1480 гг.
История Древней Руси для детей на семейном образовании
Тематический план
Длительность занятия 1ч.30мин.
I. Период до создания государства
1
Предтечи
— Последний выход человека из Африки (начало миграции 200 тыс. лет назад)
— Появление хомо сапиенсов в Европе (50 тыс. лет назад)
— Последний ледниковый период (окончание периода около 12 тыс. лет назад)
— Разделение на группы племен и формирование индоевропейской группы племен (8−7 тыс. лет назад)
— Расселение предков славян (I тыс. до н.э. — середина I тыс. н.э.)
— Первые упоминания о славянах в письменных источниках соседей (первые века н.э.)
— Разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную (VI — VIII вв. н.э.)
2
География и климат
География и климат, как иллюстрация скудости ресурсов Восточно-европейской (Русской) равнины
3
Славянские племена на просторах Русской равнины
Общая характеристика уклада жизни славянских племен на просторах Русской равнины
4
Первые попытки создания государства
Первые неудачные попытки создания государства в первом тысячелетии нашей эры — недостаточность ресурсной базы и волны кочевников
5
Скандинавские находники эпохи викингов
Общая характеристика скандинавских находников и их деятельности в эпоху викингов, основание Ладоги (750 г.)
6
Причины призвания варягов «новгородцами» на княжение
Летописные новгородцы: группа племен славян, финно-угров и балтов в районе р. Волхов
7
Собственный интерес варягов в поиске торговых путей на юг через континент
Проблема торговой «блокады» Европы после арабских завоеваний во второй половине VII — начале VIII веков и прерывания традиционных торговых связей на западной оконечности Шёлкового пути
История Древней Руси для детей на семейном образовании
II. Единое государство 862 — 1054 гг.
1
Призвание на княжение Рюрика (862 г.)
Нарушение договора и начало экспансии на юг
2
Параллели новгородской легенды о призвании
Параллели новгородской легенды о призвании с легендами, о начале государственности у других народов Европы
3
Борьба за контроль торговых путей
Борьба за контроль торговых путей с Хазарским каганатом и перенос столицы русского государства все дальше на юг
4
Разгром Хазарского каганата князем Святославом (965 г.)
Попытки контроля степи
5
Торговые пути «Из варяг в греки» и «Из варяг в арабы»
Характеристика осваиваемых трансконтинентальных международных водных торговых маршрутов
6
Практика — контурные карты
Рисуем на контурных картах торговые пути — «Из варяг в греки» и «Из варяг в арабы»
7
Византия в X в.
Блеск и притягательность Византийской империи в X в.
8
Религиозные реформы князя Владимира (988 г.)
— Языческий пантеон
— Выбор веры и крещение Руси
9
Проблема кочевников
— Близость столичного Киева к беспокойной степи
— Невозможность контроля степи после разгрома Хазарского каганата
10
Пик могущества древнерусского государства в первой половине XI века
При князе Ярославе Мудром (1054 г.)
11
Социальное устройство древнерусского общества
Значительное усложнение структуры общества за первые века существования государства
История Древней Руси для детей на семейном образовании
III. Раздробленность 1054 — 1237 гг.
1
Причины распада единого государства
Основная причина в экономике — изменение международных торговых путей и источников серебра
2
Особенности престолонаследия
Запутанность и изменчивость правил
3
Распри князей
— Распри князей на примере войны Юрия Долгорукого и Изяслава Мстиславича 1146−1154 годов
— Включенность соседей в меж княжеские распри
4
Проблема кочевников
— Ослабление контроля границы со степью как следствие междоусобиц князей
— Приглашение князьями половецких ханов для участия в русских распрях
5
Город и деревня в условиях «чехарды» князей
Жизнь городского и сельского населения Древней Руси в условиях «чехарды» князей
6
Смещение центра силы в XII веке
Смещение центра силы с юго-запада на северо-восток русских земель:
— Миграция крестьян, как следствие распрей князей и проблемы кочевников
— Смена статуса крестьян на новых землях со свободных общинников на зависимых земледельцев
7
Основание князьями новых городов и сел
Заинтересованность князей в строительстве новых городов (без вечевого права) и сел (с деревенской округой населенных зависимыми крестьянами)
8
Основание Москвы
— Основание Москвы Юрием Долгоруким (1147 г.) (дата первого упоминания) на пограничье со Смоленским княжеством и землями Новгорода
— Первые этапы жизни города
История Древней Руси для детей на семейном образовании
IV.1 В составе Золотой Орды 1237 — 1400 гг.
1
Батыево нашествие (1237 г.)
Битва на Калке (1223 г.) и безальтернативность исхода борьбы
2
Краткосрочные последствия завоевания
Ослабление русских земель во всех сферах
3
Монгольская империя — причины разделения на отдельные улусы
— Параллели с прочими империями кочевников
— Основание Золотой Орды
4
Золотая Орда и подвластные русские земли
Особенности государственного устройства Золотой Орды и взаимоотношения с русскими землями
5
Долгосрочные последствия завоевания
Усиление русских земель вследствие преодоления экономической стагнации, начавшееся с:
— Освоения крестьянами просторов речных водоразделов в новом статусе зависимых земледельцев
— Переход к более прогрессивным методам обработки земли — от двуполья к трехполью
6
Куликовская битва
Князь Дмитрий Донской против претендента на ханский престол темника Мамая 1380 г. Причины конфликта и кто за что воевал
7
Альтернативы «собирания русских земель»
Главный претендент — Великое княжество Литовское
История Древней Руси для детей на семейном образовании
IV.2 Русь — на пути к суверенитету 1400 — 1480 гг.
1
Усиление московского княжества
Причины
2
Продолжение ослабления и распад Золотой орды
Причины
3
Начало противостояния Великого княжества Литовского и Великого княжества Московского
Начало столетней войны за русские земли
4
Сам себе государь
Объявление независимости Иваном III (1479 г.) и Стояние на Угре (1480 г.)
5
Завершение собирания Москвой северо-восточных русских земель
Последняя треть XV — первая треть XVI вв.
6
Перспективы
— Борьба за наследие Золотой Орды (земли) и Византийской империи (духовное наследие)
— Построение государства и общества мобилизационного типа как следствие скудости ресурсов и масштабности задач
История Древней Руси для детей на семейном образовании
автор материала
  • Павел Попов
    преподаватель общей и военной истории в проекте "История рядом"
    Индивидуальный предприниматель, экономист, педагог дополнительного образования.
    Опыт семейного образования с 2014 года. Автор научно-популярной книги
    "Русская цивилизация.
    Из прошлого в будущее"
методист
  • Елена Изергина
    преподаватель истории, психолог
    Историк (специалист), психолог, педагог дополнительного образования. Работаю по авторской программе с 2002 года. Создатель проекта «История рядом». Веду регулярные занятия историей с детьми 6−12 лет, делаю квесты по музеям, спецкурсы и образовательные лагеря. Главная идея, чтобы дети полюбили историю и не боялись сложных терминов, имён и дат, а цель занятий — в первую очередь ощущение близости, сопричастности. Вместе мы увлеченно строим базу для дальнейшего изучения истории в средней школе.
    Опыт семейного образования с 2014 года.

Понравилось?

Поделитесь с друзьями!